СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "РУКА ОБ РУКУ"

АВТОРЫ ПРОЕКТА:

 

ВАЛЕНТИЕНКО ЛАРИСА ВЛАДИМИРОВНА

КУЛЕШОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

ЛОПУХОВА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА


                                                  АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

    На базе реабилитационного центра «Родничок» в октябре 2013 года был создан проект «Рука об руку». Он был создан для того, чтобы обеспечить дополнительные условия для социализации детей с особенностями в развитии, а также для их интеграции в обществе. Параллельным направлением проекта стало информирование жителей города Реутов о работе «Родничка», а также обеспечение взаимодействия детей с особенностями в развитии с детьми и подростками из массовых детских садов и школ. Проект представляет собой программу взаимодействия педагогов-психологов, логопедов, дефектологов в обеспечении социализации детей. 

                                                  ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Создание дополнительных условий для социализации детей с особенностями в развитии, а также для их интеграции в обществе.

                                                   ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Формирование у детей с особенностями в развитии (в том числе у детей-инвалидов) навыков коммуникации и социального взаимодействия как со сверстниками и со взрослыми.

                                                   ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

                    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В РАМКАХ ПРОЕКТА

1.       Коррекция поведения в рамках социального взаимодействия.

2.   Развитие коммуникативной функции речи.

3.   Развитие творческих способностей.

4.   Обучение социальному взаимодействию в группе и развитие эмоций.

5. Проведение мероприятий совместно с участием образовательных учреждений города, взаимодействие с общественными организациями. 

1.      Коррекция поведения в рамках социального взаимодействия.


Для полноценного развития личности необходимым условием является социальное взаимодействие. Этот навык начинает формироваться с самого рождения.  Ребенок, взаимодействуя с окружающими, начинает подражать их движениям, социально-бытовым действиям, а также учится выстраивать невербальную и вербальную коммуникацию.

      Основной массой детей, посещающих  Центр, являются дети со сложными недостатками в развитии.  Наличие особенностей развития разной степени тяжести значительно затрудняет процесс адаптации в окружающей среде, вызывает нежелательное поведение, которое мешает полноценному общению и обучению ребенка, а также представляет опасность для ребенка и окружающих. Вследствие этого возникают трудности в формировании коммуникативной функции речи и навыков социальной интеракции.

Все это ограничивает возможности полноценной интеграции  детей с особенностями развития в нашем обществе. Поэтому начальным этапом работы является коррекция нежелательного поведения. Это станет основой для выстраивания дальнейшей работы по социализации детей с использованием различных модификаций стандартных методик.

Это один из наиболее продуктивных методов работы в этом направлении на данный момент.  Поведенческая терапия завоевывает в последнее время большую популярность в нашей стране. Специалисты Центра  используют ее базисные принципы в своей работе. Результаты нас просто удивляют! Это  сродни чуду, когда ребенок, который без остановки бегает по комнате, забирается  на стол, не реагирует на обращение к нему по имени, кричит, вдруг начинает слышать тебя. Начинает выполнять твои просьбы, сначала совсем простые, а потом все сложнее и сложнее. Эта методика действительно работает. Так в чем же ее секрет?

АВА-терапия основывается на восприятии поведения под влиянием прошлых и нынешних факторов внешней среды в сочетании с наследственными факторами. Соответственно, это позволяет рассматривать поведения с точки зрения внешних событий, на которые можно повлиять. Изменив окружающую среду, в которой находится ребенок с определенными трудностями, мы можем изменить его поведение. 

2.       Развитие коммуникативной функции речи.


Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. В сложной структуре нарушений у детей с особенностями развития значительное место занимают различной степени выраженности речевые расстройства. Это не позволяет детям самостоятельно овладеть навыками коммуникации с окружающими.Поэтому актуальным является обучение детей применению вербальных и невербальных средств общения. Под вербальными средствами общения понимается наша речь, а под невербальными: язык мимики и жестов, язык звуков, письменная речь, блисс-язык, пиктограммы, коммуникационные, лингвистические доски (как вариант, карточки  PECS, специальные приложения для планшетных компьютеров).

    В процессе игровой деятельности мы обучаем детей использовать неречевые средства коммуникации, что позволяет сформировать начальные  навыки общения у детей на невербальном уровне, а затем перевести их в активную речь. В этой работе мы стали использовать приложения для планшетовIpad, а также карточки PECS.  В этих пособиях собраны материалы для формирования словарного запаса (обозначение предметов, признаков и действий). Также доступным становится построение фраз (простых, а затем и развернутых), наиболее часто употребляемых в социально-бытовых ситуациях.  Положительным моментом стоит считать, возможность передать не только содержание сообщения, но и его эмоциональную окрашенность.  При индивидуальном использовании пособия выступают как средство бытового общения неговорящего ребенка с окружающими. 

3.       Развитие творческих способностей.


Развитие творческих способностей является неотъемлемой составляющей развития умственных способностей ребенка. Занятие творчеством помогает ребенку с особенностями в развитии раскрыть свой потенциал, увидеть мир в красках, добавить в эту палитру свои тона.   В формировании творческих способностей важна роль взрослого. Только в тесном сотрудничестве ребенка  и взрослого можно достичь высоких результатов. В работе по развитию творческого мышления мы используем методику «Кольца Луллия».

Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие  вносит элемент игры в процесс обучения, создает  эмоционально – положительный фон, что немаловажно для продуктивной деятельности ребенка с особенностями развития.

Использование «Колец Луллия» позволяет нам развивать воображение, а соответственно и творческое мышление. Сначала это описание одного простейшего предмета, а позднее составление целого рассказа. В этой деятельности ребенок постоянно взаимодействует со сверстниками и со взрослым, что в дальнейшем позволяет расширить круг общения и интегрироваться в обществе.

4.       Обучение социальному взаимодействию в группе и развитие эмоций.


    У детей с особенностями в развитии отмечается незрелость  эмоционально-волевой сферы. Как правило, на первый план выходят такие проблемы  как высокий уровень тревожности, наличие страхов, неуверенность в себе, негативизм по отношению к себе («я – плохой»), агрессивность (внешняя и внутренняя). А также  проблемы в выстраивании межличностных отношений и неумении контактировать с детьми в группе. Все это препятствует полноценному взаимодействию детей с окружающим миром.

     С целью обучения детей социальному взаимодействию в группе специалистами Центра был разработан комплекс интегративных  занятий с использованием реабилитационного оборудования «Парашют».  В основе занятий лежит взаимосвязь движений и речи, что способствует развитию психической, сенсомоторной, эмоционально-волевой сфер ребенка на фоне двигательной активности, помогает в формировании коммуникативных навыков.

     Данный комплекс создает дополнительный потенциал для детей с особенностями в развитии, обогащая цветовые, тактильные, кинестетические ощущения, а также способствует формированию пространственных представлений. Эта совместная игровая деятельность позволяет  поддерживать эмоционально положительный фон в группе и снижает уровень тревожности у детей. Благоприятно сказывается на сплочении детей в группе и налаживанию межличностных отношений.

5.     Проведение мероприятий совместно с участием образовательных учреждений города, взаимодействие с общественными организациями. 


Еще одной важной составляющей нашего проекта, является организация условий для безбарьерного общения детей с особенностями в развитии с детьми из детских садов и школ города.  Отрицательное отношение к детям с особенностями в развитии это исключительно проблема воспитания.  На базе нашего Центра организуются встречи, для того что бы изменить отношение к детям с ограниченными возможностями, показать, что они такие же как все. Это общение, в свою очередь, помогает нашим детям преодолеть страх и тревогу перед окружающими, убрать чувство дискомфорта и напряженности. Мы видим радость в глазах наших детей, когда они получают внимание и тепло со стороны детей и взрослых, пришедших к нам в гости. Много положительных эмоций  они получают от совместного участия в творческих мероприятиях. Принимая непосредственное участие в  этой деятельности, наши дети становятся увереннее в себе. Разрушаются возможные внутренние барьеры, и ребенок становится открытым для общения.